Отражение языческих обрядов в русской вышивке

Большинство исследователей отмечают глубокие архаические слои старинной русской вышивки. Как писал академик РАН и признанный научный авторитет Рыбаков Б.А.: «Мы уже видели на примере севернорусской вышивки, что народное искусство хранит чрезвычайно глубокий пласт религиозных представлений (богини рожаницы, Макошь, Лада, Купала и мн. др.). Ткани с вышитым узором составляли неотъемлемую часть каждого дома; в доме они делались, дом и домочадцев они украшали.» (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. Раздел "Русские вышивки и мифология", с. 471-527.)

Интересные примеры следов языческих обрядов приводит Г.С.Маслова в книге «Орнамент русской народной вышивки» [далее, фрагменты книги].
В архаических сюжетах имеются столбообразные изображения людей, напоминающие древних идолов. На вышивке подзора из Каргополья (с. Ошевенское) изображено нечто вроде капища, где в центре — столбообразная фигура с едва намеченными контурами головы, украшенная веточками и как бы держащая под уздцы двух лошадей со всадниками (рис. 1). Птицы, розетки и ромбы заполняют фон; нижний подузор состоит из розеток, заключенных в ромбы.

Рис.1 Вышивка подзора из Каргополья (с. Ошевенское)

В других вышивках идолоподобные фигуры включены в композицию вместе с более живыми антропоморфными персонажами. На одном из полотенец вышиты всадники по сторонам как бы вырубленной из дерева фигуры, которая походит на идола (рис.2).

Рис.2 Вышивки на полотенцах из северо-западных губерний(Вологодский музей)

Частый сюжет женщины со всадниками, подчеркивающие ключевое женское начало, дарующее жизнь мужчине (женщина держит поводья, посылает птицу, дает растения). Кроме женской фигуры со всадниками, в вышивке имелась также, большей частью в трехчастном построении, женская фигура с конями и птицами по сторонам. Нередко центральную женскую фигуру, как упоминалось выше, заменяло дерево.

Сюжет женской фигуры со всадниками — один из основных в русской северной вышивке. Вышивка на одном из тверских полотенец с большой иконографической полнотой представляет сцену как бы приобщения всадника к животворящей силе женского божества. Женщина, голова которой — лучистый ромб, окруженная веточками, птицами и стоящим рядом деревцем, в одной руке держит за повод лошадь всадника, а в другой как бы дарует ему птицу (рис. 3).

Рис. 3. Вышивки на полотенцах — д. Вяжищи Весьегонский уезд.

Помимо всадников, нередко в вышивке встречаются и мотивы всадниц В вышивке нередко изображения всадниц по сторонам женской фигуры Вопрос о мотиве амазонок в сложных композициях вышивки требует дополнительно тщательного исследования. Образы амазонок не чужды и русскому устному творчеству, можно вспомнить про богатырку с молодильными яблоками

Вышивка с композицией второго вида (в Каргополье и некоторых других местах) обогащена в отношении цветовой гаммы – стала многоцветной; к технике двустороннего шва добавлена гладь, богатое оформление в виде рамки окружает основной узор, но сюжет его почти не нарушен, что вряд ли возможно при полном забвении его смыслового значения.

Об этом же говорит и академик Рыбаков. Со временем русская деревня утратила знание языческого содержания своих вышивок, но глубокое уважение и бережное отношение к обычаям своего народа «позволили русской пореформенной деревне сохранить языческие сюжеты в состоянии, пригодном для научной расшифровки» ( Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Вышивальщицы повторяли древние сюжеты, зачастую не понимая заложенный в них смысл, или наделяя старинные образы новым смыслом.

Нравится