Русские символы, правда и ложь. Как отличить подлинник от новодела?

Огромный интерес к культуре родной страны подталкивает нас узнать о русских народных узорах. Нам хочется использовать русские символы для того, чтобы раскрыть себя, подчеркнуть свою принадлежность к родной культуре. Это прекрасно, но чистый интерес породил огромное количество спекулирующих и паразитирующих «знатоков», предлагающих самые невероятные символы и толкования.

Как же сориентироваться среди огромного количества противоречивых символов и описаний? Какие из них действительно народные, а какие – фальшивки и новоделы? Трудно разобраться! Наверное, все видели огромное количество свастичных узоров, с различными названиями вроде «Одолень-трава». Одни верят в них всецело, обзывая неверующих узколобыми, другие предпочитает отрицать всё, обзывая всех невеждами. Интернет-бои не затихают. А как же мы разберемся в таком случае?

Обратимся к фактическим, материальным, настоящим свидетельствам – к сохранившимся до нашего времени настоящим русским костюмам, рушникам и вышивкам. Если узор присутствует на рушниках, сарафанах, рубахах 18-19 века и ранее, может ли он быть современной интернет-выдумкой? Нет!

Поэтому всем интересующимся нужно, просто необходимо посещать музеи, выставки, фотоэкспозиции. Рассматривать подлинные вещи из русского быта.

Давайте попробуем разобраться с хотя бы с частью этих одним из символов. Много раз слышала и читала в сети, что символ называемый Одолень-трава – новодел. А поскольку не являюсь экспертом, естественно, сомневалась. На рисунке 1 фрагмент из книги Марины Качаевой "Сокровища русского орнамента". Можно скептично относится к ее толкованию узоров, однако она приводит образцы вышивок и узоров из коллекций этнографических музеев, например РИАЗМ (Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).


Рис.1 Орнамент с образца закладного ткачества (понева), РИАЗМ, конец 18в.

Так что данный символ -вполне подлинный и встречается на образце закладного ткачества (понева), хранящемся в РИАЗМ. Несколько позже я видела данный символ на подоле костюма конца 18в. в Ростовском музее краеведения. Пыталась сфотографировать, но через витрину получилось мутно. Этот же символ мы встречаем и на плечевой вышивке в рубахе-покоснице ХIХ века, хранящейся в коллекции Русского музея(рис.2).


Рис.2 Рубаха-покосница, ХIХ в, Ярославская губерния. Русский музей.

Этот же символ видно и на полотенце Вельского уезда(холст, хлопчатобу.мажпые нитки; техника — строчка и набор), собраной в коллекцию в начале 20в (рис.3). Полотенце, собранное в коллекцию,создано, по всей вероятности, в середине-конец 19 в.


Рис.3 Полотенце Вельского уезда, Вологодский губ.(Вельский музей, рис. Л. А. Юсова)

Итак, вопрос снят о подлинности снят. Символ является подлинным, аутентичным. Встречаются различные варианты, как посолонь, так и противосолонь (как большинство солярных символов). Но как он назывался? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос? Встречаются различные названия: ярга (свастика) –как один из вариантов, одолень-трава, папоротник (современные названия).

Думаю, однозначного ответа быть не может. Потому, что вплоть до начала 20 в. каждая губерния обладала своим своеобразным стилем, одеждой, украшениями, уникальными чертами. Не просто от губернии к губернии, от уезда к уезду и от деревни к деревне названия символов менялось. Менялись и толкования узоров. Поэтому единого исключительно правильного толкования не может быть в принципе. Возможен общий собирательный образ каждого знака и узора, черты, присутствующие во всех толкованиях.

Этот символ, как и все старинные узоры, является обережным. Поскольку это один из вариантов ярги (соляра, свастики), то его значение –свет, защита от темных сил. Современные авторы видят в нем цветок одолень-травы, защищающих от порчи, сил зла, выжигающий болезни и нечисть.

Теперь мы видим, что не так сложно отличить действительно древний символ от новодела –достаточно проявить немного любознательности и дотошности. Я же охотно помогу вам с этом. На своем сайте я выкладываю символы русского орнамента, их значения из различных источников, и изображение старинных вещей, подтверждающие подлинность.

P.S. В принципе, в новоделах я лично не вижу ничего плохого, мы современные люди и привносим новое в нашу культуру. Если бы не одно НО. Вместо честного рассказа об авторстве нам выдаются легенды о древнем «испокон веков» известном символе или узоре. То есть ложь!
Этот материал является авторским, при использовании ссылка на данный ресурс обязательна!

Нравится